Район Årsta практически весь входит в муниципалитет Enskede-Årsta-Vantörs, за исключением двух райончиков - Årsta holmar и Hammarbyslussen. Он входит в состав муниципалитета Södermalm и расположен в южной части Стокгольма. Район находится в южной стороне от Årstaviken, к югу от Södermalm между улицами Nynäsvägen, Johanneshovsvägen, Årstafältet, Västra stambanan и Årstabroarna. Границы района проходят через Södermalm, Södra Hammarbyhamnen, Johanneshov, Enskede gård, Enskedefältet, Östberga и Liljeholmen. Основная застроенная часть Årsta расположена по южной стороне Årstaviken, а с северной стороны находится лес Årsta skog, который по склону круто спускается к долине Årstaviken, где расположены территории района Årsta gård.
Изначально застройка недвижимостью района Стокгольма Årsta базировалась на идее кольцевого построения жилья вокруг цента. Первая застройка была начата в 1940 году под руководством архитектора Albert Lilienberg и предусматривала строительство небольших домов в восточной части, вдоль улицы Bolmensvägen. Данные планы практически полностью осуществились, за исключением собственной станции метро в районе. В 1953 году под руководством архитекторов Tore и Erik Ahlsén пошла комплексная застройка центра. Интересно, что здесь сыграло свою роль послевоенное время и считалось, что совмещение культурных объектов, рабочих мест, магазинов и мест отдыха, а также жилого фонда в одном районе приведет к демократизации общества. Жилой фонд района Årsta постепенно расширялся, появились школы и детские сады, была обустроена территория лесного массива Årstaskogen, ставшая едва ли не самой популярной зонной отдыха в Стокгольме с ошеломляющим видом на Södermalm и Årstaviken. В лесу открылись клубы по интересам и лодочные станции.
История района ведется с 1500 года до н.э., когда суша здесь была на 10 метров выше, чем сейчас, а в морской залив впадала судоходная река, давшая название деревне Årsta, стоящей на берегу. В районе были произведены раскопки и найдено несколько курганов и могил, а также множество бронзовых украшений, металлических изделий и одежды из разных временных пластов, начиная от бронзового века и кончая временами викингов. Существуют свидетельства, что в средние века в 1200 годы деревня Årsta принадлежала знаменитому основателю Стокгольма Birger Jarl. В период с 1400 по 1500 годы имя этого района изменилось с Aresta на Årsta, и он успел стать частью собственности францисканского ордена Riddarholmen. В 1529 году в найденных документах земли числились частью Södermalm. С 1600 по 1900 годы в районе развивались небольшие промышленные предприятия, строились вилы достаточно известных людей того времени и развивались транспортные потоки, идущие из Стокгольма в область.
К 1905 земли Årsta окончательно отошли Стокгольму, когда последний владелец Fredrik Rappe продал 380 акров земли, и город заплатил за них 2.3 млн. крон. Изначально на купленных территориях планировалось разместить сад, подобный саду в Gamla Enskede, но местность для этого оказалась слишком холмистой, и данные планы были заброшены. В 1910 году здесь прошла железная дорога «Nyboda-Enskede Järnväg», соединяющая район Slakthusområdet и Johanneshov. Во времена первой мировой войны на территории разместилось несколько небольших фермерских хозяйств - Årsta gård, Ängby, Årstalund, Valla, Ljungby и Pettersberg, а с 1917 года здесь появились земельные наделы для строительства домов и ведения личного хозяйства, названные Koloniföreningen Stugan и Dianelunds koloniträdgårdsförening. В 1913 в Grundsborg, рядом со шлюзами «Hammarby», расположилось маленькое предприятие «Bröderna Sandström skidfabrik», выпускавшее лыжи и получившие название «Stockholmsskidor» (стокгольмские лыжи). Объем выпуска был небольшой, около 300 пар в день. Но вскоре фабрика стала пользоваться популярностью и переехала на более широкие площади в район Lindesberg.
Стокгольмская выставка «Stockholmsutställningen» 1930 года привнесла новые идеи в строительство. В 1931 году социал-демократы смогли сформировать правительство, и одним из основных вопросов, вставших на повестке дня, стало жилье в Стокгольме. Стало ясно, что строительство частных вилл и коттеджей не могло решить глобального вопроса дефицита жилья в Стокгольме. Городу нужно было дешевое арендное жилье, с возможностью его последующего выкупа, чтобы рядовые работники могли позволить себе платить за него. В 1932 году был проведен конкурс на лучший проект дешевого дома. Правила проектирования были разработаны с учетом того, чтобы ширина таунхауса была не менее 10 метров, отдавалось предпочтение домам «tjockhus», с шириной более 15 метров. Как ни странно, первый приз взял дом шириной 7.5 метра, в квартирах которого не было душа или ванны. Дешевизна победила. Но, к счастью, этому проекту не суждено было сбыться. В 1940 году вопрос был поднят заново. Таунхаусы «Smalhus» к тому времени были построены в районах Traneberg и Hammarbyhöjden, но появились и критические замечания. Районы были лишены социальных и культурных удобств, а к тому же тут проживали люди, работавшие в других районах, Traneberg и Hammarbyhöjden практически вымирали в дневные и вечерние часы. К этому времени стало сказываться влияние английских проектов «grannskapsenheter» с размещением культурных объектов в центре района. 22 ноября 1940 года был одобрен план застройки района таунхаусами не выше 3 этажей. На холмах, например в Sköntorpsplan, разрешалось строительство высотных зданий до 7 этажей, несмотря на протест директора по недвижимости Стокгольма Axel Dahlberg. Улицы в районе носят названия рек и озер Швеции, кроме основных улиц Sköntorpsvägen и Årstavägen.
16 июля 1942 года директор по развитию недвижимости Стокгольма Harry Sandberg рассказал о будущем Стокгольма с широкими улицами, просторными, наполненными солнцем квартирами и богатой инфраструктурой. Реализацией этой идеи стал квартал Bolmen, на строительство и проектирование которого были затрачены огромные по тем временам деньги. Уже весной 1943 года жители смогли въехать в новый квартал района Årstas. Затраты на строительство жилья для 160 семей составили 2.6 млн. крон. Эти квартиры до сих пор пользуются большой популярностью на рынке недвижимости Стокгольма. Во всех квартирах есть одна или две комнаты с кухней. В каждой квартире есть ванная комната с ванной, что было необычно по тем временам. В районе было организовано множество мест для встреч по интересам и совместного проведения досуга для молодежи Reseklubben (Клуб путешественников), Boxningsklubb (Клуб бокса), Skönhetsskola (Клуб красоты), Danskurs (Клуб танцев).
В 1945 году в качестве основного застройщика центра Årsta было выбрано предприятие Riksbyggen. В районе улиц Hjälmarsvägen, Sköntorpsvägen, Årstavägen и Siljansvägen было возведено 2500 квартир. По улице Kolsnarsvägen в 1947 были построены детский сад, небольшое восьмиугольное здание с пирамидальной крышей Sköntorpsgården, прозванное в народе ”Negerbyn”, спроектированное архитектором Axel Grönwall. С 1948 по 1960 было открыто несколько школ и спортивных залов.
Население Årsta быстро возрастало. В 1946 население составляло 10245 человек, в 1964 году оно достигло 24 901 жителей. Магазины в первые годы строительства вырастали, как грибы. Появилось двенадцать частных больших продуктовых магазинов. Кроме этого, появилось множество частных магазинчиков, торгующих молоком, хлебом, мясом и рыбой.
Западная часть Årsta была застроена в годы второй мировой войны. В 1951 году была построена часть района вокруг площади Skälderviksplan. В 1960 году была снесена под строительство ферма Valla gård, и район вокруг улицы Sandfjärdsgatan был застроен в 1963 году. Итак, когда в 1965 году в Швеции начался бум строительства и продаж недвижимости по программе «Miljonprogrammet», район был уже практически застроен, и данная программа не отразилась на нем.
В 2000-х годах, в районе Стокгольма Årsta строится несколько многоквартирных домов вдоль улиц Sandfjärdsgatan и Storsjövägen. В 2007 сносят несколько зданий на окраине леса Årsta skog и на их месте строятся несколько жилых домов. В районе планируется строительство 11 жилых домов с 700 квартирами вдоль трамвайных путей Johanneshovsvägen-Åmänningevägen.
Старый мост Årstabron является национальным памятником с 1986 года.
В плане 1941 года развития метро Стокгольма в районе Årsta планировалось сделать целых пять станций, но данный план не осуществился. Сегодня здесь ходят автобусы с номерами 160 от Gullmarsplan, через улицу Sköntorpsvägen, площадь Årsta torg к Årstaberg, и далее в район Liljeholmen, с номером 164 от Årsta по улице Sköntorpsvägen, через площади Årsta torg и Valla torg. Автобусная линия 168 отходит от станции метро Gullmarsplan и проходит через улицы Årstavägen и Åmänningevägen до Östberga. Линия 134 отходит от Liljeholmen и, проходя мимо Årstaberg, идет к Östberga. Tvärbanan (легкое метро) в районе Стокгольма Årsta имеет остановки «Valla torg», «Årstafältet» и «Årstaberg». Остановка «Årstaberg» является также общей для пригородных поездов «pendeltågsstation».
Årsta skog
Årsta skog простирается вдоль всего пути от моста Skanstullsbron, моста Årstabron и в основном располагается на склонах, заканчивающихся уже ближе к Årstaviken. Здесь Вы найдете множество пешеходных дорожек, а не так далеко расположена и прибрежная полоса. В восточной части лес в основном лиственный, с такими деревьями, как вяз, липа, клен, дуб и ясень, а к центру леса преобладают хвойные породы. В лесу есть олени, зайцы, белки, ежи и барсуки, а также птицы - хохлатая синица, большой пестрый дятел, перепелятник и поползень. Лес очень любим местными жителями, но решение о создании здесь заповедника пока не принято.
Årsta holmar
Острова «Årsta holmar» до 1970 годов были практически необитаемы, и природа на них была не тронута человеком. Болота между тремя островами были раем для лягушек. Островки покрыты лиственными деревьями, свойственными для региона Mälardalen, а чуть ближе к воде растут ольха и осина. В парке напротив островов преобладают такие деревья, как каштан и клен. На островах обитают зайцы, барсуки и колонии бобров.
Район Årsta богато украшен произведениями искусства. Наиболее известные, пожалуй, это скульптурная группа «Gycklarna på Årsta torg» шутов на площади Årsta, созданная скульптором «Bror Marklund», но в районе есть паблик-арт ряда других известных художников. Позади площади, в двух шагах от скульптуры Gycklarna, находится скульптура «Årsta Zoo», с тремя дикими животными в «картонной коробке», отлитыми из бетона скульпторами Thomas Karlsson и Anders Tegeström. В районе Årsta стоят также два произведения скульптора Anders Jönsson - «Lekande björnar» (играющие медведи) на углу улиц Sköntorpsvägen/Hjälmarsvägen и скульптура «Elefanten» (слоны) в парке по адресу Årstavägen 96. Кстати, хобот у слона отвалился уже около 30 лет назад, и никто его до сих пор не приделал.
Рядом с домом престарелых «Årsta sjukhem» по улице Årstavägen стоит скульптура - фонтан «Aurora» скульптора Ebba Ahlmark-Hughes, а в парке Snigelparken расположена игровая скульптура художника Sture Anderssons, которая и дала парку сегодняшнее имя «Парк Улитки». В этом же парке находится скульптура «Melodi» автора Nils Sjögren. На холме между улицей Svärdlångsvägen и парком «Storängsparken» сидит медведь «Sittande björn», созданный финским скульптором Mikko Hovi, а на площади Skälderviksplan стоит фонтан «Vågen»(Волны), созданный Bengt Amundin. На площади Valla torg лежит «Vårboll» (наш мяч) скульптора Berit Lindfeldt, копия мяча с площади Älvsborgsplan в Гетеборге, но более светло-зеленый. В районе Orrfjärdsgränd в северной части Årsta расположилась скульптура «Madeleine de Poitou», сделанная Curt Thorsjö.
По статистическим данным, район был образован в 1926 году, и в нем проживало 2062 человека. В район были включены часть территорий района Liljeholmen, расположенных восточнее улицы Södertäljevägen, а также часть Östberga. Со временем население района Årsta неуклонно снижалось и к 1943 году составляло 1217 человек. Но с 1944 года количество населения стало резко расти и к 1944 году составило уже 2750 человек, а к 1964 году 24901 человека. По данным на 2009 год в районе проживают 16807 жителей. Район разделен на 4 подобласти Skanskvarn (3 702 жителей), Årsta centrum (5 743 жителей), Årsta gård (4 307 жителей) и Valla gärde (2 526 жителей).