Slussen (шлюз) – станция красной и зеленой линий стокгольмского метро. Находится в районе Sodermalm на границе со старым городом. В этом районе находятся шлюзы между пресноводным озером Меларен и морским заливом.
Была открыта королем Густавом V 1 октября 1933 года. Тогда это была трамвайная станция. 1 октября 1950 трамвайный тоннель был перестроен в пути метро. Станция находится на нулевом километре подсчета зеленой и красной линий, то есть отсюда ведется подсчет расстояний до всех остальных станций этих линий. Находится на глубине от 7 до 24 метров под землей, имеет 2 платформы и 4 пути. Одна платформа служит для поездов северного направления, другая - для южного. То есть ветки смежны между собой (наподобие московского Китай-города), что упрощает переходы между линиями.
Slussen - это следующая по величине пассажиропотока станция после T-Centralen, пропускающая 134 000 пассажиров в день. Она является основным автобусным терминалом до районов Nacka и Varmdo. Здесь также много автобусов, отправляющихся в Katarinavagen и Sodermalmstorg.
Художественным оформлением станции занимались несколько авторов - Astor и Birger Forsberg (южный билетный зал, 1965), Sune Fogde (1965), Bengt Rafael Sundberg (оформление межплатформенных стен, 1990), Harald Lyth (1983).
На станции Slussens находится множество различных художественных произведений. Произведения искусства появились на станции в 1964 году и с тех пор коллекция постоянно пополняется. Aston Forsberg разделил платформу с помощью бетонной и железной стен со стороны входа с Hokens gatan. Художник Sune Fogde украсил проход с улицы Hokens gatan композицией на стене ”Opponer”. Композиция оформлена яркими блестящими красками в ритмичной манере. Художники Astor и Birger Forsberg сделали рельефную композицию, назвав ее "Entre 70 ore". Композиция, сделанная в объемной манере, напоминает игру в пятнашки, где один элемент должен сочетаться с другим. Художник Harald Lyth создал композицию на основе прозрачных материалов, назвав ее ”Ur Spar”, она заняла пространство между билетным залом и входом для персонала. Основной идеей композиции стало объединение. Bernt Rafael Sundberg создал множество произведений, работая как художник и как скульптор, как на улицах Швеции, так и принимая участие в оформлении многих мостов.
Скульптор Gun Gordillo создал световое панно, которое не только освещает, но также служит стеной между автобусным терминалом и оживленным уличным движением с другой его стороны от Soder Malarstrand и Stadsgarden. Его произведение имеет длину 90 метров и высоту 4.5 метра. И является примером интегрирования произведения искусства в дорожное движение. Внедрением неоновых всплесков художник показал скоростное движение там, за стеной. При изготовлении и оформлении стены были использованы такие материалы, как медь, гранит, железо и свинец. Художник Gun Gordillo очень часто работал с применением неонового света и создавал единые произведения с использованием различных материалов.
На станции Slussens после 1990 года произошел буквально рекламный бум, когда художники в своих произведениях начали применять ту же технику, что и в создании рекламных афиш. На станции находится серия черно-белых изображений, напечатанных на бумаге и баннерах большого формата и выполненных в той же технике, что и реклама. Этот вид произведений делается художниками обычно с помощью графики, техники и живописи. Афиши меняются раз в год и выполняются различными художниками.